Кострома
Кострома фото
Полезная информация о Костроме
Кострома - своеобразный и уникальный памятник русского градостроительства 16-19 вв. с ценными памятниками архитектуры и истории, один из русских городов, сохранивших неповторимый и своеобразный архитектурный облик.
В старой части города сохранилась исторически сложившаяся планировочная структура - лучевая сетка улиц, соответствующая генеральному плану города, утвержденному императрицей Екатериной II в 1781 г. с раскрытием центра города к реке Волга.
На территории города сохранилось большое количество историко-архитектурных ансамблей, отдельных памятников, включая памятники промышленной архитектуры. Самые древние сохранившиеся до наших дней исторических построек входят в ансамбли Богоявленского монастыря (Богоявленский собор) и Ипатьевского монастыря (Троицкий собор). Выдающимся памятником русской архитектуры 17 в. является церковь Воскресения на Дебре.
Достопримечательности Костромы
Комплекс Костромских торговых рядов
Комплекс Костромских торговых рядов является одним из самых крупных сохранившихся торговых центров России конца 18 - нач. 19 в.
Торговые ряды, расположенные на главной площади города, состоят из более 20 зданий, различных по размерам и спуска к реке Волге. Комплекс зданий Красных, Мучных, Пряничных, Рыбных, Табачных, Масляных, Молочных рядов придают центру города неповторимый и своеобразный архитектурный облик.
Сусанинская площадь
В ансамбль главной административной площади города - Сусанинской, входят выдающиеся памятники русской архитектуры - здание Присутственных мест, дом Борщова, здания Гаупвахты и пожарной Каланчи.
Богоявленский монастырь
Богоявленский монастырь - крупнейший монастырский комплекс в центре Костромы с собором 16 в., самым древним из ныне сохранившихся в Костроме, занимает целый квартал.
Богоявленский монастырь был основан в 1420 г. на посаде как мужская обитель старцем Никитой, учеником Сергия Радонежского. В 1918 г. монастырь был закрыт. В культовых зданиях разместился областной архив, жилые здания переоборудованы под многоквартирные дома. В 1930 г. были снесены церковь Николая и ограда с башнями, а на территории обители в течение нескольких десятилетий возводились жилые и общественные здания.
Реставрация монастыря началась в 1972 г. К 1995 г. была восстановлена часть монастырских зданий и частично воссоздана ограда с западной стороны. Сейчас женский Богоявленский монастырь является действующим, но его территория, к сожалению, полностью закрыта для посетителей.
Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь неизменно величали "Колыбелью дома Романовых". Здесь в 1613 г. был призван на царство 16-летний Михаил Фёдорович Романов. Русские государи, время от времени приезжавшие в Кострому, непременно посещали этот монастырь.
В разные промежутки времени монастырь служил местом вклада духовной культуры общества. Здесь сосредотачивались рукописи, отстаивалась мысль, созревала в тишине человеческая душа.
Ипатьевский монастырь славился иконописными произведениями. Наибольшую археологическую и художественную ценность представляла собой икона, находившаяся в теплом храме Рождества (ныне разрушенном) - это икона Божьей Матери, "Лечебницы".
За древними стенами, среди великолепных каменных палат и хозяйственных построек возвышается главное здание монастыря - Троицкий собор.
В настоящее время все строения Ипатьевского монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану.
Зелёная башня
Постройки Нового Города более нарядны. Самым замечательным сооружением является Зелёная башня. Она вырастает над массивом стен, открывая темные отверстия бойниц, легко неся шатер, крытый зеленой поливной черепицей. Предание гласит, что сооружена башня на том месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву после избрания его на царство.
Музей деревянного зодества
Рядом с Ипатьевским монастырем на волжском берегу расположен Музей деревянного зодества под открытым небом. Свайные баньки, ветряные мельницы, избы воспроизводят облик северной русской деревни.
Церковь Воскресения на Дебре
Церковь Воскресения на Дебре - памятник зодчества первой половины 17 в. не только Костромы, но и всего русского искусства. 12 глав, поднятых на разную высоту, создают впечатление гигантского цветка. Стены храма кажутся ажурными от обилия декора, от росписи "в кирпич". Декоративно обработаны обходная галерея и своеобразные крыльца, то напоминающие миниатюрный храм, то в виде беседки с четырьмя столбами и лестницами на ползучих арках. С высоким мастерством выполнены резные вставки и изображением мифических птиц и зверей. Интерьер церкви расписан фресками на темы сотворения мира, апокалипсиса, страшного суда.
Достопримечательностью церкви Вознесения является ее северо-восточный предел, так называемый Трехсвятительский предел. Не менее интересным произведением искусства является и резной иконостас придела, тончайший орнамент которого искусно раскрашен и вызолочен.
Самой древней иконой, украшающей Воскресенскую церковь, является икона и изображением поясного Спаса-Вседержателя.